ПАО "Татнефть". Годовой отчет 2017
ПАО "Татнефть". Годовой отчет 2017

Цепочка поставок

EC9 EN32 EN33 LA14 LA15 HR10 SO9

«Исходя из утвержденной Стратегии в 2017 году сформировано Дерево целей в области материально-технического обеспечения. Главная наша задача по снижению издержек декомпозируется на 5 подзадач: повышение качества, сдерживание цен, снижение затрат, рост оборачиваемости запасов, рост реализации на сторону.» Валерий Нугманов, Начальник Управления материально-технического обеспечения ПАО «Татнефть»

Компания закупает и реализует значительный объем продукции и услуг. Исходя из масштабов деятельности Компании, в эти формы экономических отношений вовлечено большое количество хозяйствующих субъектов и социально значимых аспектов. Закупочная деятельность Компании содействует развитию инновационных решений, повышению уровня качества и системы контроля, расширению внедрения  стандартов в отраслевых сегментах и в целом стимулирует экономическую активность, способствуют сохранению и увеличению рабочих мест, росту востребованности ряда производств.

Взаимодействие с поставщиками реализуется на основе принципов полной прозрачности принимаемых решений, рыночного и формульного ценообразования, долгосрочных взаимоотношений по рамочным договорам.

Выбор поставщиков Компании осуществляется по единым унифицированным правилам, только на основании открытой электронной тендерной процедуры. Каждый потенциальный поставщик имеет возможность участвовать в тендерной процедуре с обязательным подтверждением соответствия установленным критериям.

В отношении потенциальных поставщиков проводится комплексная оценка на соответствие корпоративным требованиям.

Следуя принципам корпоративной ответственности, Компания рассматривает потенциальных поставщиков на соответствие их деятельности экологической и социальной ответственности. В случае если предмет тендера предусматривает необходимость проверки состояния системы промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды потенциального поставщика, специалисты Компании проводят соответствующую экспертную оценку, которая может включать запрос о подтверждении наличия у потенциальных подрядчиков необходимых производственных мощностей и технологий, соответствующих квалификаций специалистов, лицензий, сертификатов, в т.ч.  в области ISO, заключений технических аудитов. Также в рамках тендерных процедур Компания предусматривает запрос информации, связанной с социальными аспектами деятельности потенциального поставщика, включая соблюдение прав человека, режима рабочего времени и социальных гарантий работников.

При выявлении несоответствий претендентов установленным критериям не допускаются к тендерам.

Согласно Политике Компании в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды все поставщики и подрядчики должны следовать принципам Компании в этой области, а также соблюдать законодательные и корпоративные нормы при осуществлении договорных обязательств перед Компанией. Компания осуществляет контроль деятельности своих подрядчиков по соблюдению данных требований.

Гарантированная прозрачность

Ключевые принципы обеспечения прозрачности закупок:
  • Открытость процедур и решений.
  • Переход к открытым тендерам.
  • Категорирование и делегирование полномочий.
  • Отказ от монополизма поставщиков.
  • Персонализация ответственности закупщиков и инженерных служб на всех этапах закупки.
  • Описание параметров качества в технических условиях.

Реализация Стратегии Материально-технического обеспечения Компании

Повышение прозрачности закупок
  • Утверждение Нового Стандарта закупок
  • Переход к полностью открытым тендерам
  • Полный отказ от монополизма поставщиков
  • Обезличивание закупок
  • Применение формульного ценообразования
  • Горячая линия
Управление категориями
  • Категорирование закупок в долях в портфеле закупок
  • Делегирование полномочий
  • Использование категорийных закупочных стратегий
  • Маркетинговые исследования. Сдерживание и прогнозирование цен
  • Закупки прогнозные
Эффективность поставщиков, качество товара
  • Процедура автоматической аккредитации
  • Прозрачная процедура технического аудита
  • Условия и порядок входного контроля публикуется в открытом доступе
  • Обратная связь: лишение аккредитации и стоп-лист
Сокращение времени закупок
  • Применение рамочных договоров
  • Внедрение процессного управления. Контроль времени процедуры
  • Стандартизация электронного магазина
  • Формирование оборотного запаса по регулярным позициям

Цепочка поставок

G4 -12

Электронные торги Эффективность поставщиков Стратегический маркетинг Договорная, претензионная и финансовая работа Управление запасами и потребностью Входной контроль и хранение товара МТО Логистика

ТОРГОВО-ЗАКУПОЧНАЯ ПЛОЩАДКА КОМПАНИИ и система внутреннего контроля за закупками

Компания проводит электронные тендеры в открытой форме по обезличенному описанию свойств товара. Это позволяет создавать активную конкурентную среду при проведении каждой закупки.

На торгово-закупочной площадке зарегистрировано 29 тысяч действующих поставщиков, из них в 2017 году зарегистрировались 6 тысяч поставщиков участвовали в торгах на поставку товаров.

В 2017 году в единое закупочное пространство Группы «Татнефть» вошли ее крупнейшие дочерние общества: АО «ТАНЕКО», ПАО «Нижнекамскшина», ООО «Татнефть АЗС-Центр», ООО «Татнефть-АЗС-Запад» и другие.

В рамках совершенствования закупочной системы, Компания внедряет механизмы категорирования закупок, делегирования полномочий и персонализации ответственности, создана и опубликована библиотека технических требований и условий к товару, для систематизации подбора аналогов товаров из складских запасов в Электронном магазине разработан параметрический классификатор. Применяется механизм «точки перезаказа» – создания запасов товаров по регулярно потребляемым и критическим позициям. Внедрен процессный подход к процедуре заключения договоров, установлены оптимальные рамки по времени заключения договоров с поставщиками. Для контроля договорной работы активно используется механизм постановки задач в Корпоративной социальной сети «Татнефть».

Приоритетные задачи развития системы закупок в 2017 году:

  • централизация закупок в Группе «Татнефть»;
  • реорганизация организационной структуры закупщиков;
  • создание системы управления современным складом;
  • оптимизация оборотных средств компании.

Приоритетные задачи в 2018 году:

  • построение информационной среды для отслеживания всего жизненного цикла закупленного товара, с возможностью его перераспределения для нужд других заказчиков;
  • максимальный охват закупаемой номенклатуры периметром рамочных договоров с формульным ценообразованием;
  • расширение практики управления по категориям, разработки категорийных закупочных стратегий;
  • проведение маркетинговых исследований по основным категориям товаров, снижение закупочных цен.
Закупки на ТОРГОВО-ЗАКУПОЧНой ПЛОЩАДКе Компании
Общее количество полученных коммерческих предложений Суммарная цена всех опубликованных лотов Общее количество всех опубликованных лотов Количество заключенных договоров и спецификаций к ним
33 402 46 762 222 644 6 195 7 700
Структура закупок по категориям, %

Структура закупок по типам договоров, %
* Цель — снижение веса разовых, «срочных» закупок
Материально техническое обеспечение (МТО) структурных подразделений, дочерних и сервисных предприятий

В 2017 году заказчики обеспечены оборудованием и материалами на 29,8 млрд руб., что на 15% больше чем в 2016 году (26,6 млрд руб.), в том числе структурные подразделения ПАО «Татнефть» на сумму 15,5 млрд руб. (в 2016г.– 13 млрд руб.), сервисные и дочерние предприятия для выполнения заказов ПАО «Татнефть» на 14,3 млрд руб. (в 2016г. – 13,6 млрд руб.).

По централизованной схеме с баз Управления «Татнефтеснаб» доставлено товарно-материальных ценностей заказчикам на сумму 22,6 млрд руб., за 2016 год – 20,6 млрд рублей.

Доля транспортных затрат по централизованной доставке в стоимости товара не изменилась и составила 1,2%.

В 2017 году Управлением «Татнефтеснаб» было заключено около 6 тыс. договоров с 1000 поставщиками на 30 млрд руб. (без НДС). 50% всех заказов было размещено на предприятиях Республики Татарстан, импортные контракты составили 0,1%. Низкий удельный вес импортных контрактов свидетельствует об уверенном снижении импортозависимости Компании.

Основную долю в структуре закупок занимают поставки по ценовым книгам: рамочным и долгосрочным договорам с открытым объемом, что позволяет проводить закупки без потерь времени и ресурсов, а также повысить эффективность прогнозирования стоимости возводимых объектов и планирования бюджета расходов.

На сегодняшний день действует более 600 ценовых книг, охватывающих около 150 тысяч наименований номенклатуры и по которым закуплено в 2017 году 79% от общего объема закупок (за 2016 год – 74%).